Чтение – мать учения.
Ни для кого не секрет , что от
умения осознанного и правильного выразительного чтения целиком и полностью
зависят результаты обучения вообще. Поэтому учитель всегда в поиске. Он ищет те
формы и методы , которые позволяют каждому ученику
легко воспринимать новый материал,
усваивать его не навязчиво , а естественно как само собой разумеющееся событие.
Опыт учителя накапливается по крупицам. Путем проб и ошибок учитель отсеивает
весь шлак , всю ту пыль, которая не приносит хороших
результатов и оставляет самое ценное, рациональное в работе. На это уходят годы
упорного кропотливого труда. А так хочется быть молодым и уже опытным. Я, человек
проработавший в школе 28 лет приглашаю всех начинающих, любящих свою профессию,
пытливых и любознательных коллег посетить наш сайт. Хочу поделиться с Вами
накопленным опытом.
Итак,
с чего начинать? Конечно с азбуки! С изучением первой согласной буквы дети
начинают произносить первые слоги. Им трудно удержать в поле зрения сразу
несколько знаков, поэтому опытный учитель проводит работу по его расширению. В
начале ученики упражняются в чтении простых слогов: на,
но, ну, ни, ны. Затем, с увеличением количества новых
изученных букв начинает комбинировать: та, ну, ко, си.
Далее усложняем работу , печатаем столбики начиная с
простого:
НА |
УТ |
НАС |
МОСТ |
СТА |
СКАТ |
ТУ |
АН |
МЕЛ |
ВЕСТ |
ВКО |
ПЛЕШ |
ЛИ |
ОФ |
КИС |
ДАРС |
ЛМИ |
СТОН |
ВО |
ИН |
ВУТ |
ТОРГ |
КЛЕ |
ВРАГ |
ДЕ |
ЕД |
ЗАК |
ЛИСТ |
ШВЫ |
ДРУГ |
Эти
слоги учащиеся первого класса печатают в своих тетрадях и упражняются перед чтением. В классе я со
своими детьми читаю их в начале и в конце урока. На уроке письма можно повторить это
упражнение после физкультминутки, причем столбики читаем в разнобой. 1- ый, 3-ий, 5- ый, 2-ый . .. снизу вверх, слева
направо, затем из каждого столбика по
одному слогу. Дети составляю слова из данных слогов.
Эту
работу продолжаем на протяжении всего обучения чтению на каждом уроке, а также
дома перед чтением. В дальнейшем учитель печатает на доске слоги, выбранные из текста, предназначенного для домашнего чтения и распределяет
их в столбике в порядке усложнения. Из слова выписываются всевозможные
варианты, например:
Земля
– планета.
зе |
зем |
мля
|
ля |
нет |
пла |
ла |
|
|
не |
|
|
та |
|
|
Так прорабатывается весь текст. Результаты такой работы
видны сразу. Дети читают плавно, свободно, целыми словами.
Темп чтения у всех приблизительно одинаковый. Появляется здоровый
азарт, соперничество, ребята радуются успехам, стремятся улучшить свои
результаты. Желание учиться, с которым малыши переступают порог школы, не
пропадает. Дети увлечены, любознательны, жизнерадостны, а значит счастливы.