Личная и общественная гигиена

   Соблюдение правил личной и общественной гигиены является частью физической культуры. Физическая культура не должна исчерпываться одними лишь физическими упражнениями в виде спорта, гимнастики, подвижных игр и прочего, но должна охватывать и общественную, и личную гигиену труда и быта, использование естественных сил природы, правильный режим труда и отдыха. Такой взгляд на физическую культуру остается актуальным и сегодня.

   Правила личной и общественной гигиены мало знать, они должны войти в повседневную  жизнь и стать привычкой каждого человека. Выполнение правил гигиены всегда носит общественный характер, так как человек может стать источником распространения целого ряда заболеваний.  Влияние физических упражнений на организм человека

   Физические упражнения оказывают существенное влияние на организм человека. В двигательной деятельности самое непосредственное участие принимает сердечно – сосудистая и дыхательная системы. В результате занятий физическими упражнениями увеличивается объем сердечной мышцы, расширяется сеть сосудов, питающих ее. Сердце тренированного человека в состоянии покоя совершает работу более экономно.

  Под влиянием физической тренировки, особенно на свежем воздухе, происходят изменения не только в органах кровообращения, но и в крови: увеличивается количество эритроцитов и гемоглобина.

   Большие изменения отмечаются и в органах дыхания : увеличивается окружность грудной клетки, жизненная емкость легких.

   Под воздействием физической тренировки улучшается деятельность центральной нервной системы, повышаются работоспособность клеток коры головного мозга, устойчивость нервных клеток к сильным раздражителям, интенсивность и концентрация внимания.

   Особенно большое влияние систематические занятия физическими упражнениями оказывают на мышечную и костную системы. Они улучшают и исправляют осанку. Итак, занятия физической культурой и спортом влияют на весь организм в целом.

   Спортсмен в процессе трудовой деятельности легче справляется со всякого рода мышечными и умственными нагрузками. В то же время современные условия жизни  ( развитие транспорта, механизация и автоматизация труда и т. д. ) снижают двигательную активность человека. Тем острее встает задача физического воспитания, вовлечение в занятия спортом широких слоев населения, прежде всего подрастающего поколения молодежи.

  Личная гигиена

   Правила и нормы поведения человека, направленные на сохранение и укрепление его здоровья, составляют основу личной гигиены и являются неотъемлемой частью физической культуры. Личная гигиена человека включает гигиену тела (ухода за кожей, волосами, ногтями и полостью рта), гигиену питания и сна, правильное чередование труда и отдыха, гигиену одежды и обуви, а также применение мер профилактики инфекционных заболеваний. Все гигиенические мероприятия проводятся с учетом возраста, состояния здоровья и индивидуальных  особенностей человека. Выполнение правил гигиены, как уже подчеркивалось, имеет не только личный, но и общественный характер. Больной человек, не выполняющий этих правил, наносит вред окружающим, распространяя инфекционные заболевания.

   Гигиена тела. Кожа человека выполняет ряд важных физиологических функций. В ней заложено множество нервных окончаний – рецепторов. Благодаря им кожа воспринимает  температурные, болевые, тактильные раздражители. Следовательно, она является органом чувств. Кроме того, кожа защищает организм от механических, физиологических и химических воздействий, а также от проникновения в организм микробов.

   Кожа выделяет продукты обмена веществ, избыточное тепло. Она участвует в газовом обмене организма, выполняет дыхательную функцию.

   Нормальное осуществление всех этих функций в значительной степени зависит от чистоты кожных покровов. Особенно  важно содержать кожу в чистоте при занятиях физическими упражнениями.

   Гигиенический уход за кожей включает регулярное мытье тела горячей водой с мылом. Употребление мыла способствует растворению жировых отложений на коже и механическому ее очищению.

   Уход за волосами и ногтями. Необходимо тщательно и регулярно ухаживать за волосами и ногтями. Волосы рекомендуется мыть не чаще одного раза в 7 – 10 дней, употребляя туалетное мыло, например детское. При значительной сухости волос полезно смазывать их кастором или репейным маслом. Жирные волосы рекомендуется периодически мыть дегтярным или другим щелочным мылом. Улучшению роста волос содействуют массаж, расчесывание их частым гребнем, специальной щеткой, так как при небольшом нажиме вызывается приток крови к корням волос, что усиливает их питание.

   Необходимо уделять особое внимание очистке подногтевых пространств, так как там скапливается грязь и микробы. Кроме того, ногти на руках и ногах нужно регулярно стричь.    

   Уход за зубами и полостью рта. После каждого приема пищи необходимо прополоскать рот. Утром при умывании следует чистить зубы не очень жесткой щеткой с зубным порошком или пастой. Правильный уход за зубами и полостью рта уменьшает опасность проникновения в организм многих патогенных микроорганизмов. Зубы, пораженные кариесом, часто служат очагом хронической инфекции и могут оказаться причиной заболевания сердца, суставов и других органов. Вот почему рекомендуется один – два раза в год пройти профилактический осмотр у врача-стоматолога.

Питание

   Правильный рост и развитие детского организма невозможны без обеспечения полноценного питания. Детям в отличие от взрослых пища нужна не только для возмещения энергетических затрат, но и для роста и развития. Этим определяются особые требования к качественному составу пищевого рациона детей. Им больше требуется пластического материала (белков), а также веществ, регулирующих процессы развития организма (витаминов).

   Благоприятное влияние на состояние здоровья оказывает горячий завтрак в школе. Длительные перерывы в приеме пищи, еда всухомятку могут принести существенный вред. Пища, богатая белками, повышает возбудимость нервной системы, поэтому ее дают детям в первой половине дня, в период их наиболее активной деятельности. Родители должны проследить, чтобы на ужин  дети имели малообъемную пищу из легких овощных и молочных блюд. Ужинать следует не позднее чем за 11/2 – 2 часа до сна, исключая пряности, крепкий чай, кофе и др.

   Вода жизненно необходима человеку для осуществления химических процессов пищеварения, кровообращения, газообмена в легких и тканях, терморегуляции и других физиологических процессов. Потребность детей в воде составляет 0,7 – 1,5 литра. Кроме питьевой воды, человек получает воду, употребляя фрукты, овощи, молоко, супы, чай, какао, кофе, а также в результате расщепления в  организме углеводов, белков, жиров. У некоторых детей наблюдается ничем  не оправданная привычка пить воду в течение дня, а иногда и ночью. Это вредно, так как избыток воды является балластом, лишней нагрузкой, отягощающей деятельность всех органов.

   Суточный расход энергии человека зависит от многих факторов: характера выполняемой работы, климатических условий, времени года и др. Так, человек, занятый умственным трудом, в сутки расходует 3000 – 3200 больших калорий, занятый физическим трудом (в зависимости от тяжести мышечной нагрузки) – от 3600 до 4800 больших калорий. Спортивные занятия, соревнования связанны с усиленной мышечной деятельностью, вызывают увеличение потребления энергетических веществ, поэтому питание занимающегося спортом должно быть рациональным, пища должна быть вкусной, питательной, содержать достаточное количество белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов.

Гигиена сна

   Сон имеет важное значение для полноценного отдыха организма, особенно центральной нервной системы. Регулярное недосыпание может привести к истощению нервной системы и к тяжелым заболеваниям. Недостаток сна ничем не компенсируется. Сон взрослого человека должен длиться 7 – 8 часов в сутки. При тяжелой физической работе продолжительность сна следует увеличить. Подросткам рекомендуется спать 81/2 – 9 1/2 часов, а детям 10 – 12 лет – около 10 часов в сутки.

   Глубокий сон обеспечивает полный отдых организма. Чаще всего глубина сна нарастает в течение первого часа и остается примерно на одном уровне до утра. Многими исследованиями установлено, что глубина ночного сна меняется в зависимости от состояния и степени возбудимости перед сном, а также от условий внешней среды (температура, шум, световая остановка и т. д.).

   Наиболее полезен сон с22 – 23  часов до 7 – 8 часов утра. Ложиться и вставать следует в определенные часы, вырабатывая строгий ритм ночного отдыха. Перед сном необходимо проветрить комнату (температура в помещении должна быть не выше 16 – 18о, а по возможности и ниже). В теплое время года лучше спать при открытом окне, а зимой – при открытой форточке. На ночь нужно умываться; полезно принять ножную ванну. Не рекомендуется ложиться спать сразу после напряженной умственной или физической деятельности; следует немного погулять, что успокаивает нервную систему, способствует глубокому сну. Музыка, шум, яркое освещение мешают человеку полноценно отдыхать во время сна.

   Большое гигиеническое значение имеет постель. Она должна быть удобной, достаточно мягкой и теплой, чтобы обеспечить согревание тела и расслабление мускулатуры. Постельное белье следует регулярно менять (через 7 – 10 дней), а подушки, одеяло и матрацы проветривать на открытом воздухе или пылесосить. 

Гигиена одежды

   Одежда и обувь предохраняют человека от неблагоприятного воздействия внешней среды, способствуют сохранению теплового равновесия, защищают от загрязнения и механических повреждений. Наличие соответствующей одежды дает возможность сохранить комфортное ощущение и нормальное физиологическое состояние организма при выполнении физических нагрузок.

   В зависимости от сезона, климатических условий, назначения и характера спортивной деятельности тип одежды и обуви меняется. Однако существуют общие гигиенические требования. Ткани, из которых шьют одежду, должны обладать малой теплопроводностью, хорошей воздухонепроницаемостью и гигроскопичностью, большой теплоемкостью. Одежда должна быть легкой, чтобы не утомлять физкультурника и не вызывать непроизводительной траты энергии; достаточно свободной, не стеснять движений, не препятствовать дыханию, кровообращению и пищеварению; должна быть красивой и приятного цвета.

   Широкое распространение за последние годы получили синтетические материалы (капрон, нейлон, лавсан и т. д.). Они обладают многими положительными качествами, отличаются прочностью и т. д. Однако некоторые синтетические ткани (капрон, нейлон) мало гигроскопичны и воздухопроницаемы, поэтому их применяют для летних верхних рубашек и нижнего белья нецелесообразно. Такая одежда вызывает повышенную потливость, затрудняет теплоотдачу при выполнении интенсивных физических нагрузок.

   Летом рекомендуется одежда преимущественно из полотняных и легких хлопчатобумажных тканей светлых тонов, отражающих тепловые, солнечные лучи. Для игр на свежем воздухе и прогулок удобны шорты, джинсы, рубашки и кофточки с короткими рукавами. Голову  рекомендуется покрывать панамой,  косынкой, фуражкой и т. д. Осень, весной и особенно зимой при пребывании на открытом  воздухе одежда должна состоять из трех слоев: белье                              (лучше хлопчатобумажное),  костюм (платье, брюки, юбки, кофты), пальто. Зимой нужна уже меховая шапка, теплые шерстяные вещи. В сырую погоду приходится надевать галоши, резиновые боты, сапоги и т. п., однако следует помнить, что их длительное ношение способствует потливости ног.

   Соответствовать сезону должна и спортивная одежда. Летом нужны спортивные трусы, майка, футболки из хлопчатобумажной ткани, хлопчатобумажный тренировочный костюм.

   Для занятий физическими упражнениями нужно иметь спортивные тапочки и носки из хлопчатобумажного трикотажа. Осенью и весной можно надеть и свитер или шерстяной тренировочный костюм, на голову – шерстяную шапочку, на ноги – кеды и шерстяные носки. Зимой под шерстяной костюм нужно надеть теплое белье, из льняного или шерстяного трикотажа, свитер, на голову – шерстяную шапочку, на ноги – теплые ботинки. Обязательны плотные шерстяные варежки или перчатки.

   При длительных прогулках зимой во время занятий лыжным и конькобежным спортом существует опасность отморожения открытых частей тела и конечностей. Способствуют отморожению тесная одежда и обувь. Следует помнить, что опасность отморожения увеличивается при высокой влажности (сырая одежда и обуви) и сильном ветре. У лыжников и мотоциклистов возможно отморожение пальцев рук и при относительно благоприятных метеорологических условиях, так как  этому способствует продолжительное статическое положение рук и сильное сжимание пальцами лыжных палок или рычагов управления. Способствуют отморожению сильное утомление, голодание, опьянение и другие причины, вызывающие пониженную сопротивляемость организма.

   Чтобы предупредить отморожения, необходимо повышать устойчивость организма к холоду закаливанием; подбирать одежду и обувь в соответствии с погодой, своевременно их просушивать, при необходимости дополнительно утеплять лицо, руки и ноги; продолжительность и интенсивность тренировочных занятий устанавливать в зависимости от метеорологических условий. Большое значение при этом имеет правильное питание. Прием горячей пищи способствует повышению температуры кожи. Применять жиры или мази для смазывания кожи в целях предупреждения отморожения не рекомендуется. В этих случаях ухудшаются условия теплорегуляции и даже создаются предпосылки для отморожения. Кожа всегда должна быть чистой.

   В летнее время существует опасность перегревания и солнечного удара. Это может произойти во время занятий на открытом воздухе при несоблюдении гигиенических правил. Необходимо защищать голову и кожные покровы от избыточной инсоляции  (обязательно надеть головной убор), избегать длительного пребывания под палящими лучами солнца, особенно вовремя тренировок.

   В связи со значительным загрязнением спортивной одежды во время тренировочных занятий уход за ней должен быть особенно тщательным. Установлено, что после недельной носки воздухопроницаемого белья уменьшается на 20 %, а вес увеличивается на 5 – 10 %. Поэтому нательное белье следует менять еженедельно. Трусы, майки, футболки, а также купальные костюмы и костюмы борцов и боксеров рекомендуется стирать после каждой тренировки или соревнования.

   Основное гигиеническое требование к обуви – это соответствие ее анатомическому строению стопы, наличие эластичности и воздухопроницаемости. Тесная обувь приводит к деформации стопы, затрудняет нормальное кровообращение, вызывает потливость и потертости. Обувь на высоких каблуках делает походку неустойчивой, вызывает большое напряжение мышц связок стопы. Для занятий в спортивном зале необходимо иметь легкую обувь, у которой подошва не была бы скользкой. В зимнюю обувь можно подкладывать стельки из меха, шерсти и других малотеплопроводных материалов. Желающим заниматься зимними видами спорта необходимо подбирать специальную обувь на один номер больше обычной. В морозные дни можно будет надеть дополнительно шерстяные носик. Тесная обувь сдавливает сосуды и способствует быстрому охлаждению ног.

   Готовятся к туристскому походу, нужно тщательно подбирать обувь по ноге. Примерку следует проводить, немного походив в этой обуви по комнате, так как под влиянием тяжести размер стопы несколько увеличиться. Обувь должна быть легкой и не препятствовать испарению пота. Стопа взрослого человека в покое выделяет до 1,5 г пота в час, а при интенсивной физической нагрузке – до 10 г. При пользовании кедами, изготовленными из прорезиненной ткани с резиновой рифленой подошвой, необходимо иметь гигроскопическую стельку, а еще лучше – надевать шерстяные носки. Носки всегда должны быть сухими и чистыми, поэтому в походе при необходимости их следует менять.

Режим дня

   Под правильным режимом дня понимают рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха в течение суток. Правильно организованный режим дня благоприятствует сохранению относительно высокой работоспособности организма в течение длительного времени, создает ровное, бодрое настроение интерес к различиям, играм, творческой  деятельности  и способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.

   В режим дня школьника следует уделять особое внимание таким важным моментом, как утренняя зарядка, активные игры на свежем воздухе, свободные занятия дома. После подъема (лучше всего в 7 часов утра) необходимо посвятить  10 – 15 минут утренней зарядке и водным процедурам. Зарядка должна подготовить школьников к занятиям, дать заряд бодрости и энергии на целый день. Гимнастические упражнения нужно выполнять в легком костюме, на улице или в хорошо проветренном помещении.

   В любую погоду необходимо проводить как можно больше времени на улице (конечно, не забывая о уроках). Пребывание на свежем воздухе лучше совмещать с активными играми и развлечениями. Зимой это могут быть лыжи, коньки, санки; летом – спортивные игры, плавание. Физические упражнения способствуют лучшей работе сердца, легких, а свежий воздух – закаливанию и укреплению здоровья.

   Следует уделять огромное внимание свободным занятиям дома.  В последнее время школьники много времени тратят на телевизионные передачи. Конечно, телевидение является источником информации, оказывающее влияние на воспитание и расширение научного кругозора детей. Но при чрезвычайном увлечении оно из друга может прерваться во врага, так как, просиживая часами у телевизионных экранов, ребята забывают о совместных играх во дворах и на площадках, об уроках, чтения и т. д. Поэтому необходимо тщательно выбирать передачи и следить за тем, чтобы просмотр не занимал не более 11/2  часа 2 раза в неделю. После ужина очень хорошо минут 30 побыть на свежем воздухе. Спать нужно ложиться не позднее 9 часов вечера.

   Таким образом, соблюдение правильного режима дня является необходимым гигиеническим требованием, способствует созданию оптимальных условий для работы и отдыха, содействующих росту, развитию, укреплению организма.

Закаливание

   Под закаливанием понимается повышение устойчивости организма к действию ряда метеорологических факторов – холода, тепла. Проблема закаливания является особенно актуальной в связи с тем, что современный технический процесс, неся с собой комфорт и удобства вместе с тем все больше ограждает человека от длительного контакта с природой, ее естественными факторами, постоянно тренирующими организм.

   Закаливание основано на том, что при систематическом и повторном воздействии на кожные рецепторы факторов внешней среды (воздух, вода, солнечная радиация) в организме происходят различные изменения, в первую очередь совершенствуются процессы терморегуляции, в результате чего повышается способность организма приспосабливаться к изменениям внешней среды вреда для здоровья. В перестройке механизмов терморегуляции главная роль принадлежит центрально действующих термических раздражителей происходит укрепление центральной нервной системы и увеличение подвижности нервных процессов, что влечет за собой более быстрое включение химической и физической теплорегуляции при попадании организма в среду с неблагоприятными метеорологическими условиями, в результате чего круг вовлекаемых в ответную реакцию органов и системы сокращается, реакции постепенно становятся как бы более «целесообразными», то есть на воздействие отвечают только те органы, которые способствуют скорейшему восстановлению нормального состояния организма.

   Таким образом, повторное применение в малых количествах неблагоприятно действующих раздражителей  вырабатываемых  необходимую защитную реакцию всего организма. Этот процесс совершенствования уловных рефлексов зависит от возраста и связанного с ним уровня развития центральной нервной системы, а также и от ее качественных особенностей: силы, подвижность, уравновешенности основных нервных процессов.

   По мере закаливания улучшается также взаимодействие физиологических систем организма: дыхания и кровообращения, обмена веществ и регуляции тепла.

   Специальные научные исследования по изучению влияния различных видов и методов закаливания на физиологические функции организма позволили сформировать определенные принципы организации закаливания. Однако из первых требований – постепенность закаливания. Закаливание может принести положительный результат лишь в том случае, если сила действия закаливающего фактора (воздуха, воды, солнечной радиации) будет увеличиваться постепенно. Скорость перехода от менее сильных воздействий к более сильным определяется состояние организма, его реакции на данное воздействие.

   В начале закаливания каждая процедура сопровождается непосредственно ответной реакцией со стороны  сердечно – сосудистой  и дыхательной систем. По мере повторения одних и тех  же процедур, например обливания водой одинаковой температуры, эта реакция ослабевает и совсем угасает. При увеличении силы раздражителя (обливание более холодной водой) та же реакция вновь возникает. Чтобы избежать переохлаждения, нельзя очень резко снижать температуру воды или воздуха, но в то же время надо учитывать, что незначительное снижение не сопровождается выработкой закаленности.

   Второе требование – систематичность закаливания. Длительный перерыв в закаливании ведет к постепенному угасанию выработанных условных рефлексов. Важно выработать с детства привычку к систематическому закаливанию, которая у взрослого перерастает в насущную потребность.

   Весьма целесообразно проводить мероприятия по закаливанию в процессе занятий физическими  упражнениями и спортом. Утренняя гигиеническая гимнастика с последующими водными процедурами, подвижные и спортивные игры на воздухе, купание в открытых водоемах, туристические походы и лыжные прогулки,  проводимые в различных метеорологических условиях, содействуют увлечению закаливающего эффекта.

   В качестве средств закаливания широко используются естественные факторы:  воздух, вода, солнечная радиация.

   Действие воздуха воспринимается нервными окончаниями кожных покровов и слизистых оболочек дыхательных путей. Характер влияния воздуха на организм определяется соотношением его качественных показателей: температуры, влажности, движения давления, ионизации.

   Хот устойчивость организма следует вырабатывать ко всем факторам, однако влиянию холода уделяется  большое внимание, так как нашей климатической зоне в весенне-осенние сезоны часты случаи заболевания острыми катарами верхних дыхательных путей. Причиной этих заболеваний многие считают переохлаждение организма. Отсюда возникает потребность закаливания организма к холоду. Под влиянием холода происходит сокращение периферических сосудов как защитная реакция организма против массовой отдачи тепла. Благодаря же мышечным движениям сосуды вновь быстро расширяются  вследствие чего и теплоотдача увеличивается; последнее обстоятельство уравнивается более усиленной выработкой тепла в самом организме, а также усилением в рем окислительных процессов. Такое изменение периферического кровообращения указывает огромное действие на всю функциональную деятельность кожи, секреторную и дыхательную. Изменение периферического кровообращения сказывается на работе внутренних органов, улучшается  сердечная деятельность  и  усиливаются  дыхательные движения.

   Использование воздуха  в качестве закаливающего средства доступно  во все времена года. Организм испытывает действие воздуха непрерывно в течение всей жизни. Необходимо, чтобы это постоянно и непрерывное действие всегда оказывало благоприятное влияние, стимулирующее правильный рост и развитие организма.

   Закаливание начинается с использования слабых, мягко действующих процедур. Продолжительность воздушных ванн постепенно удлиняется с одновременным снижением температуры воздуха.

   Сущность физиологического действия на организм водных процедур и конечный результат их влияния поддоны действию воздушных. Соприкосновение воды с кожным покровом сопровождается раздражением нервных окончаний и ведет к изменению тонуса и просвета кровеносных сосудов.

   В порядке нарастающей силы раздражения водные процедуры  распределяются следующим образом: отирание, обливание, ванны, душ, купание в закрытых и открытых водоемах. Сила раздражения водой достигается увеличением площади соприкосновения с ней, снижением температуры воды и увеличение времени ее воздействия. Начальная температура воды для местных процедур должна быть равна температуре открытых частей тела 28о. Каждые 2 дня температуру воды уменьшат  на 1 – 2о, доводя до 16о. Обтирание обычно производят полотенцем, смоченным водой нужной температуры, в следующей последовательности: руки, ноги, грудь, живот, спина (от периферии к центру). Вся процедура занимает не более 2 минут, после чего тело вытирают насухо. Душ используют как для мытья всего тела, так и в качестве общей процедуры при закаливания. Для закаливания хорошо применять контрастный душ с быстро меняющейся температурой воды от высоких значений к низкими обратно.

   Весьма полезно купание в открытых и закрытых водоемах, так как оно сопровождается физической нагрузкой в воде и вызывает положительные эмоции. Купаться следует один раз в сутки. Детям рекомендуется купаться при температуре воды не ниже 22о, а воздуха – не менее 24о при хорошей безветренней погоде. Особую пользу приносит купание в море. Но этой процедурой нельзя злоупотреблять, так как она при чрезмерном и неправильном использовании может привести к утомлению, простудам, ознобу.

   За последнее время все больший интерес у молодежи вызывает купание в ледяной воде. Однако, несмотря на адаптацию организма к ледяной воде, выражающуюся в ряде защитных реакций, наблюдение ученных свидетельствует не в пользу зимнего купания, так как создается острый дефицит тепла и резкое напряжение систем терморегуляции организма.

   Подобного эффекта кратковременного охлаждения можно добиться в домашних условиях с помощью холодного и горячего душа, не подвергая организм необходимости резкой выработки и удержания тепла.

   Солнечные ванны в физиологическом отношении оказываются для организма наиболее сильными по сравнению с другими природными факторами закаливания.  Инфракрасные лучи принято называть «тепловыми», так как они проникают глубоко в кожу и подкожную клетчатку, под их действием возбуждаются нервные окончания кожных покровов и рефлекторно расширяются кровеносные сосуды кожи. В то же время кровеносные сосуды внутренних органов сокращаются, что приводит к перераспределению крови – от внутренних органов она приливает к наружным покровам. Кожа становиться красной и горячей в процессе облучения.

   Облучение ультрафиолетовыми лучами не сопровождается немедленным покраснением кожи, поэтому их называют «холодными» лучами. Они поглощаются поверхностными слоями кожи, взывая сложные физико-химические и биологические процессы в клетках.

   Многостороннее влияние ультрафиолетовых  лучей на организм при условии их правильного использования выражается в улучшении общего состояния и физического развития, повышении защитных сил организма, его сопротивляемости инфекциям и другим вредным воздействиям окружающей среды. Одновременно повышается интенсивность обмена веществ, улучшается состав крови, нормализуются функции и взаимодействия всех органов и тканей. Действие солнечного света, его ультрафиолетового, видимого и инфекционного излучения в больших дозах на неподготовленный, незакаленный организм может вызвать снижение его защитных сил.

   Закаливание солнечными лучами детей следует начинать только после предварительной подготовки в виде закаливания воздушными ваннами и водными процедурами.

      Закаливание солнечными лучами в средней полосе нашей страны, в летний сезон, следует проводить от 10 до 12 часов дня, а на юге – от 8 до 11 часов через 11/2  часа после еды.

   Первая солнечная ванна должна быть не более 5 – 6 минут. После образования загара, который является естественной защитой от влияния солнечных лучей, длительность непрерывного пребывания под солнцем может  быть доведена до 2 – 3 часов. При правильно дозированной солнечной ванне не наблюдается сильного утомления. Нормальная местная реакция кожи в ответ на облучение проявляется в легком покраснении, исчезающем к концу дня. Накопление пигмента в коже (загар) происходит постепенно и неощутимо для организма.

   Говорить о противопоказаниях к закаливанию принципиально неверно, ибо не может быть противопоказаний для оздоровления, улучшения физического развития и предупреждения заболеваний.

   Но методы и средства закаливания должны подбираться индивидуально в зависимости от возраста и состояния здоровья  человека.

                                                                            Учитель физкультуры  МОУ СОШ № 12 Гулян Н. Н.

  

       

                          

             

                                                                   

  

 

 

Сайт управляется системой uCoz