Уроки русского языка и литературы в разноуровневом классе.

 

В последнее время заметно снизился уровень  восприятия учебного материала школьниками. Это  является следствием, как я думаю, не только того, что все больше детей рождается больными, но и того, что очень долгое время у нас в стране образованию и воспитанию детей уделялось очень мало внимания. Как бы там ни было, учителя должны дать детям базовый уровень знаний, умений, навыков.

 Огромные изменения произошли в последнее время в подходах к образованию, в формах сдачи экзаменов. Незыблемыми остались только нормы оценивания письменных работ учащихся. Каждый русовед знает: пять ошибок – это двойка.

После начальной школы я к себе в 5 класс "получила" восемь детей из коррекционного класса. У меня и раньше были такие смешанные классы, но детей, у которых речевая компетенция и грамотность не соответствовали требованиям, предъявляемым программой, было гораздо меньше (2 – 3 человека).  Вот тут-то и встал вопрос:"Как быть? Как правильно организовать работу на уроке, чтобы было понятно одним и не скучно другим?"

Первое, что я сделала, это посадила детей со слабым восприятием и более сильных на разные варианты. Этим я решила две важные, на мой взгляд, задачи: 1) не травмировать на самостоятельных и контрольных работах одних тем, что пофамильно даю им задание, 2) более сильные ученики могу помочь соседу по парте.

Следующий шаг – это, конечно же, дифференцированный подход к подбору упражнений как для работы в классе, так и домашних заданий.

Как строится урок в таком классе? Если это урок, на котором мы изучаем новый материал, то сразу после объяснения темы  более сильные ученики могут выполнить упражнение самостоятельно, а слабые -  читают еще раз параграф и тут же пересказывают его. Затем мы вместе делаем несложное упражнение, которое дети комментируют.

Если идет урок закрепления изученного материала, то сильным детям даю тесты или тексты с заданиями, а слабые учащиеся выполняют списывание небольшого текста и, например, поиск в нем причастий или деепричастий и выделение их суффиксов. Рассказывают правило они с открытой книгой, но не читают, естественно.

 Для контрольных диктантов тексты специально не подбираю. Дети со слабой грамотностью успевают писать под диктовку. Далее -  задания по вариантам. А вот при проверке возникают трудности уже у меня. Как оценить работы?

Сложнее обстоит дело, когда пишем изложение. По-настоящему написать изложение в таком классе невозможно. Дети, у которых речевая компетенция не соответствует норме, просто не в состоянии запомнить текст, последовательность изложения, логические переходы. Но ведь нельзя же и в ущерб остальным ученикам проводить урок. Как же быть? Слабым ученикам даю изучить текст дома, несколько раз пересказать его родителям, записать в тетради по памяти. Потом, в классе, я им читаю текст, они пишут. В конце я им позволяю проверить  работу по домашним заготовкам. Причем дома не обязательно писать весь текст и, тем более, подробно, а можно тезисы или план. Да и сам текст небольшой по объему. В то время, когда я занимаюсь со слабыми детьми ( а это 5 – 7 минут), остальные  записывают число и все, что необходимо к этому уроку (заранее пишу на доске). Этим детям я читаю новый текст, по которому они пишут изложение так, как положено в обычных классах.

Сложно? Да сложно, и не только мне, но и всем ученикам.

Как проходят уроки литературы?

Среди тех учеников, что послабее, есть девочка с отличной памятью. Она может за урок выучить наизусть две басни Крылова, но пересказать  не может даже два абзаца, хотя техника чтения в пределах нормы. Другая девочка прочитала все книги о Гарри Потере, когда рассказывает о том, что прочитала очередной том, глаза горят. Тем не менее связного пересказа нет, перескакивает с одного эпизода на другой. Третья девочка не может ни выучить наизусть, ни пересказать, а мальчик даже читает с трудом.

Задание на дом даю всем одно и то же, с той лишь разницей, что сильные дети прочитают все, пересказ для них  - это вообще не задание. Они отвечают на вопросы, рассуждают на уроке на ту тему, которая затронута в произведении, слабые же детки не могут ее выделить. С ними на уроке читаем, тут же рассуждаем над каждым почитанным эпизодом.

Сочинение по теме прочитанного произведения слабые учащиеся самостоятельно осилить не могут, поэтому мы обсуждаем ее на уроке, хотя это не дает более сильным ученикам размышлять самостоятельно. По объему  сочинения тоже небольшие, но и они радуют.

После проверки сочинений я выписываю отдельные фрагменты с речевыми ошибками на  листочки. Набираю эти фрагменты на компьютере. Дети читают  их и видят ошибки лучше, чем в своих собственных тетрадях. Затем раздаю их и мы исправляем "поврежденный текст". Это мы делаем уже в системе дополнительных занятий.

Вот такой опыт есть у меня, но мне хотелось бы, чтобы учителя поделились со мной и своим. Как говорится, одна голова хорошо, а две лучше.

 

 

    

      

                                                           Учитель русского языка и литературы

                                                            Черникова Ольга Александровна

 

Сайт управляется системой uCoz